Традиции

Рождество Христово является главным праздником у католиков. Православные считают его вторым по значению после Пасхи.

В первые века христианства существовали разные мнения о том, когда родился Христос. Во втором веке Климент Александрийский указывал на 25 декабря как день Рождения Христа. В третьем веке об этом упоминает св. Ипполит. В четвертом веке в Церкви утвердилось единое мнение о праздновании события рождения Христа – 25 декабря.

О Рождестве в своих поучениях в 4 веке говорили Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Последний доказывал правильность установленной даты аргументами из Священного Писания.

В 431 году на 3 Вселенском соборе в Ефесе было утверждено решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря.

Существует мнение, что дата 25 декабря была выбрана потому, что в языческом Риме в этот день был праздник бога солнца (день зимнего солнцестояния) и нужно было отвлечь язычников от их праздника и показать им, Кто является истинным духовным Солнцем и истинным Богом.

По другой версии, выбор дня зимнего солнцестояния был символичным: это самый короткий световой день в году показывает, что Рождение Христа было краткой вспышкой света среди долгой ночи, в которой пребывало человечество.

25 февраля 1583 г. папой Григорием XIII была издана булла, по которой всем католикам предписывалось перейти на новый календарь. Вслед за католиками и протестанты перешли на новый григорианский стиль. Россия продолжала пользоваться юлианским календарем вплоть до декабря 1918 г. Русская Православная Церковь отказывается переходить на новый стиль до сих пор, объясняя это тем, что из-за этого нарушится весь строй церковного года. Поэтому большинство стран Европы и Америка отмечают Рождество Христово 25 декабря, а Россия и некоторые страны, связанные с Московской Патриархией – 7 января.

У католиков Рождество Христово является самым торжественным праздником с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (в лоне Отца, во чреве Марии и в душе верующих). С появлением на небе первой вечерней звезды, которая возвещает миру о родившемся Спасителе, у православных христиан заканчивается пост и начинается рождественский сочельник.

Рождественская елка. Традиция ставить елку в домах на Рождество появилась в Германии. Существует легенда о том, что в 1513 году Мартин Лютер возвращался домой ночью накануне Рождества. Он посмотрел сквозь ветви ели на звездное небо и был так поражен увиденной красотой, что ему показалось, что елка украшена звездами. Он принес домой ветку ели и украсил ее звездочками и горящими свечами для того, чтобы они напоминали его домашним о той звезде, которая привела волхвов к родившемуся Божественному Младенцу и о том свете, который Он принес в этот мир.

Потом рождественскую ель стали считать прообразом древа познания добра и зла, рядом с ней разыгрывали историю спасения начиная от грехопадения. Поэтому на нее стали вешать яблоки. На верхушку ели одевали звезду. Затем украшения стали более богатыми. А позднее германские стеклодувы стали делать стеклянные украшения, легкие и красивые, которые заменили настоящие яблоки. В 17 – 18 веке традиция украшать елку на Рождество распространилась по всей Европе, а к 20 веку елка завоевала уже весь мир. Первые елки появились в продаже в США около 1850 года, сейчас ежегодно здесь продают 35 млн. рождественских елок.

В 1895 году английский телеграфист Ральф Моррис придумал заменить восковые елочные свечи, из-за которых часто случались пожары, елочной гирляндой, состоящей из маленьких электрических лампочек.

Обычай ставить елку на Рождество в России был введен Петром I Указом от 20 декабря 1699 года, которым предписывалось украшать ворота, крыши трактиров и жилых домов еловыми и сосновыми ветками. Первоначально россияне неохотно исполняли этот Указ, противясь ему, как всякому чужеродному обычаю, но распространению елки в нашей стране способствовали также и российские немцы. К началу 20 века елка стала непременным атрибутом Рождества и Нового года. Елку ставили в центре комнаты, вокруг нее устраивали многолюдный и шумный праздник. В богатых домах было принято приглашать на праздник детей прислуги.

Поскольку елка имела немецкое происхождение, во время первой мировой войны в 1914 году она была запрещена Указом Святейшего Синода. После революции елку разрешали как символ новогоднего праздника. Но поскольку елка ассоциировалась с христианским праздником Рождества, она была запрещена как пережиток буржуазного прошлого. В 1935 году елка была вновь разрешена вместе с праздником Нового года. Однако восьмиконечную Вифлеемскую звезду на макушки елки заменили на пятиконечную советскую звезду.

Санта-Клаус (Дед Мороз). Прототипом рождественского Санта-Клауса является святой Николай Мирликийский (в русской традиции – Николай Угодник). Родился он 260 году, жил — в южноликийском городе Мира (сейчас это территория Турции). Был известен тем, что распространял христианскую веру с помощью многих чудес и добрых дел. Днем памяти св. Николая было 6 декабря, день когда он был предан мученической казни. Во многих странах Европы была такая традиция – в этот день белобородый старик (Санта-Николаус в Германии, Синтер-Клаас в Голландии) ходил по домам с мешком с подарками за плечами и розгами в руках. Послушных детей он одаривал подарками, а непослушных наказывал розгами. После того, как Папа Григорий XIII ввел новый календарь, некоторое время одновременно существовало два календаря. И получилось, что день святого Николая по старому стилю вплотную приблизился к празднику Рождества по-новому стилю. Постепенно образ св. Николая стал меняться. Этому способствовали два американских писателя: Вашингтон Ирвинг в одном из своих рассказов посадил Санта-Клауса на сани, запряженные восьмеркой серных оленей. Другой американский писатель Клемент Кларк Мур превратил Санта-Клауса в добряка, который уже никого не наказывает, а только разносит подарки для детей и взрослых.

В разных странах рождественский добрый дедушка, раздающий подарки известен под разными именами: в Италии – Баббо Натале, а Испании, Португалии и многих латиноамериканских странах – Папа Ноэль, в Колумбии – Папа Паскуале, в скандинавских странах – Юлегуббе, Юлениссе, в Финляндии – Йолупукки, в Польше – Свёнтый Миколай, в Болгарии – Ядо Коледо, на Кипре – св. Василий.

Когда в Россию пришла с Запада традиция на рождественскую елку и приходящего к ней деда с подарками его назвали Дедом Морозом в соответствии с русскими народными традициями (этот образ был раскрыт Н.А. Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос»). В помощницы и спутницы Деду Морозу дали Снегурочку из одноименной сказки Н.А. Островского.

Рождественские открытки. Сейчас точно никто не знает, когда и где появилась первая рождественская открытка, но существует насколько версий ее происхождения.

По одной из них, первая рождественская открытка появилась в 1794 году. Английский художник Добсон для того, чтобы поздравить своего друга нарисовал зимний пейзаж с семейной сценой вокруг елки и подписал поздравление с Рождеством. Его друг очень обрадовался такому поздравлению и поэтому Добсон на следующее Рождество такие открытки отправил всем своим знакомым в качестве рождественского подарка, а через несколько лет такие открытки уже поступили в продажу.

По другой версии, в 1843 году англичанин Генри Коул для того, чтобы поздравить с Рождеством своих многочисленных друзей, заказал художнику Джону Хорслею нарисовать открытку. В результате было выпущено 1 000 открыток. Неиспользованные Коулом открытки были распроданы в Лондоне всем желающим. Такой способ поздравления пришелся многим по-душе и поэтому в 1862 году впервые рождественские открытки были изданы большим тиражом для массового распространения. А в 1880 году по почте пересылалось уже более 11 млн. открыток. На таких открытках обычно изображали Иисуса Христа в яслях, Рождественскую звезду, ангелов, позднее появились изображения из веток и елочных украшений, а еще позже стали изображать Санта-Клауса.

В России поздравительные открытки Рождественские и Пасхальные появились во второй половине 19 века. Первоначально их привозили из Германии, в России только подставляли русские надписи.

Первые открытки российского производства появились в самом конце 19 века. Популяризации открыток способствовало и то, что в их создании стали принимать участие такие известные художники, как И. Билибин, К. Маковский, А. Бенуа, Л. Бакст и др. На русских рождественских открытках изображали заснеженные избушки, нарядных крестьянских детей, ходивших по домам с вертепом и звездой славить Христа, рождественские ели, семейные сцены встречи Рождества, стол с рождественской трапезой. После революции рождественские открытки в России были запрещены вслед за рождественской елкой как буржуазный пережиток. Во время Великой Отечественной войны, когда наши солдаты оказались в Европе, они начали присылать своим близким рождественские и новогодние открытки. Советская власть хотела противопоставить что-то свое «пошлой западной продукции». Поэтому начали выпускать советские новогодние открытки, на которых изображали кремлевские куранты, счастливых мам с детьми, позднее появились изображения Деда Мороза и Снегурочки, иногда едущих на санях и даже на космическом корабле. В 90-х годах, когда в России официально был возвращен праздник Рождества, стали вновь выпускать рождественские открытки, перепечатывая старые дореволюционные открытки или создавая новые.

В последние годы с развитием Интернета печатные рождественские открытки стали уступать место электронным открыткам, которые отправляют через электронную почту. Существуют специальные странички в Интернете, с которых можно бесплатно отправить открытку родным и друзьям, находящимся в любой точке мира в считанные секунды. Началась новая эра рождественской открытки. Это могут быть просто изображения на которые можно просто добавить свое поздравление или flash-ролики.

Святочные (рождественские) рассказы. В 19 веке большую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Свое название они получили от слова «святки», т.е. святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления. В России издавна существовал обычай собираться на деревенские святочные посиделки, на которых было принято рассказывать поучительные истории. Некоторые из этих историй записывались. Но случаи, когда такие рассказы публиковались, били чрезвычайно редки. Но после публикаций перевода рождественской повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» в 1840-х годах в печати появляется большое количество рассказов российских писателей. Н.С. Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье» писал: «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и, наконец — чтобы он оканчивался непременно весело».

Такие рассказы часто были наполнены ожиданием чуда. В день воспоминания о великом чуде рождения Бога во плоти, каждому хотелось увидеть чудо и в своей жизни: достижение заветной мечты (А. Куприн «Тапер»), чудесное избавление от трудной жизненной ситуации (А. Куприн «Чудесный доктор»). Святочные рассказы напоминали о том, что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «труждающимся и обремененным» и поэтому в этот день особенно важно проявить заботу о своих ближних: подарить праздник голодным и обездоленным (Н. Поздняков «Без елки»Н.Д. Телешов «Елка Митрича»Л. Андреев «Ангелочек»Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»А.П. Чехов «Ванька»Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»). В этот день ради любви Христовой следовало примириться с врагами (Н.М. Лесков «Зверь»«Христос в гостях у мужика»Н.П. Вагнер «Телепень»). А также они содержали другие поучительные истории, раскрывающие смысл Рождества.

Рождественский вертеп. Издавна Церковь на Рождество в просветительских целях началVertepа устраивать специальные церковные зрелища – «мистерии» из жизни Иисуса Христа. Это воспринималось как часть служения Церкви. Само слово «мистериум» или «министериум» означает служба, церковный обряд.

Эти мистерии включали в себя пророчества о рождения Христа, Благовещение Деве Марии, поклонение пастырей и волхвов гнев Ирода и Побиение младенцев, бегство в Египет Святого семейства. Постепенно традиция мистерий сошла на нет, но в западных церквях до сих пор сохранилась традиция ставить скульптурные изображения яслей, в которых родился Христос, стоящих рядом Деву Марию и Иосифа, перед яслями фигурки пастухов и волхвов, пришедших поклонится рожденному Христу.

Рождественские подарки. На Рождество принято дарить подарки, напоминая друг другу о величайшем подарке, который преподнес нам Бог – рождение Спасителя, а также о тех дарах, которые преподнесли волхвы рожденному Христу. Традиционным дарителем подарков был Санта-Клаус (Святой Николай). Рождественским подарком может быть рождественская открытка, сделанная своими руками, поделка (Ангел, Вифлеемская звезда и т.п.), свечки, рождественский концерт, спектакль, праздничный стол для детей из малообеспеченных семей, посещение с игрушками детского дома и т.п. К сожалению, в последнее время, подготовка рождественских подарков превратилась в целую индустрию, далекую от смысла Рождества. Известно, что американцы тратят на рождественские подарки 1/5 часть своего годового бюджета.

Рождественский венок. В католических и лютеранских странах принято отмечать Адвент (adventus (лат.) обозначает прибытие, наступление). Предрождественский Адвент означает радостное ожидание прихода Спасителя в мир. За четыре недели до празднования Рождества зажигают первую из четырех свечей на рождественском венке. Начинается первый Адвент. В церкви и дома поют торжественные гимны Адвента. Затем каждую неделю зажигают еще по одной свече. Таким образом, можно видеть, сколько осталось ждать Рождества. А в последнее воскресенье горят уже все четыре свечи на венке. Венок со свечами ставят на стол, а без свечей вешают на стену или дверь.

Рождественский календарь. Детям с начала Адвента дарят рождественские календари. На этих календарях можно каждый день вплоть до Рождества открывать по одному маленькому окошечку, за которым прячется конфетка, печенье или какой-нибудь сюрприз.